Об ЭТНОАРХИТЕКТУРЕ

Что такое этноархитектура? Зачем и кому она нужна?

У каждого народа была, есть и будет своя архитектура наряду с родным языком, музыкой, одеждой и другими атрибутами, поэтому кыргызы вправе иметь свою современную эноархитектуру, соответствующую, статусу ХХ1 века. В нынешнем противоречивом мире современная этноархитектура в историко-культурном, социально-политическом, материально-техническом смыслах можеть служить одним из детерминантов развития кыргызского духа и этноса. Уже сияют новые символы в современной этноархитектуре Китая, Катара, Туркменистана и др.

1.Этноархитектура в идеале –это инновационная, по существу альтернативная архитектура по отношению к модернизму и существующий постсоветской реальности. Этноархитектура - это всегда прямой мужественный ответ на вызовы сегодняшнего дня, это тотальное отрицание скукости, анонимности, эклектичности, чуждости нашей жизненной среды.

2.Этноархитектура - это культурно–духовное кредо и философия современной архитектурной профессии, это – патриотическая позиция каждого кыргызского архитектора для сохранения самобытности, самоидентичности народа, для возрождения и сохранения национальной культуры, а так же своей государственности.

3.Этноархитектура - это гипотеза, концепция, доктрина. Это желанный, но еще несложившейся национальный стиль современной архитектуры, устремленный в будущее, на обновление облика страны, чтобы собственными ценностями достойно конкурировать с другими странами, прежде всего соседними Центрально –Азиатскими.

4.Этноархитектура - это индивидуальный творческий взгляд, метод, многообразный подход к организации пространства, к моделированию формы, к проектированию, к строительству любого вида, типа зданий, сооружений, комплексов, к формированию ландшафтной, городской, культурной среды в национальном колорите.

5.Этноархитектура - это конкретная картина мира и образ жизни кыргызского народа, это тактическая и стратегическая цель отечественной архитектуры и мечта архитекторов Кыргызстана XX1 века.

6.Этноархитектура - это своеобразный синтез истории и современности, это гармония материальных и духовных ценностей кочевой культуры, это свежее дуновение времени, кров и суть нашего дома, космический горизонт и высота нашего духа.

Дорогие чувствительные, дальнозоркие Соотечественники, опираясь на плечи современной науки, техники, технологии, на достижения искусств, на богатое культурное наследия, на критический менталитет нашего народа мы обязаны и можем создать кыргызский современный прекрасный архитектурный мир. Это - наша сокровенная миссия.

В начале ХХ века итальянский архитектор Сент Элия провозгласил первый “Манифест футуризма и современной архитектуры”. В 20-годы уже модернисты водрузили знамя авангардной архитектуры. В 60-годы европейцы объявили Афинскую хартию градостроителей и архитекторов как единственную перспективу. Все это осталось позади, а сегодня над нами веет новый пугающий флаг глобального стиля. Чтобы не прогибаться под тяжестью глобализма, не прозябать на периферии цивилизации, нам надо энергично искать свою собственную дорогу, свой идеал красоты в пространстве Ала-Тоо. Эй, кыргызы, оказывается пришла наша золотая эпоха!

Судьба этноархитектуры не должна зависить от одиночек - фанатов, хотя роль личности в архитектуре неоценима велика. Образы и произведения этноархитектуры создаются усилиями единомышленников, целым поколениям архитекторов при поддержке умелых строителей, умных бизнесменов, смышленных государственных чиновников. Как говорил, Ч. Айтматов “трудно быть каждый день Человеком”, здесь хочется сказать: не менее соблазнительно и трудно стать подлинно кыргызским архитектором.

 Этноархитектура дистигнет свои вершины не тогда, когда только количественно умножатся историко-символические комплексы и “юрточные городки”, а тогда, когда нас будут окружать подлинные образцы, архитектурные произведения например, как “Дом кыргыза”, “Кыргызская улица”, “Кыргызская школа или детский сад”, этнобольницы, магазины, даже “Кыргызский город”, и функция, и пространство, и форма которых будут созвучны ритмам кыргызской мелодии и великолепно вписаны в ландшафт горных долин.

Пусть благославить нас небесный “Көк- Теңир”! Красота нашей этноархитектурной идеи - это вечно зеленое родословное древо кыргес- кырылгыс-кыргызского народа, осуят основателя кыргызской архитектуры и строительства Ыстам баба, высокий потолок, сорок канатов, красочный интерьер, белизна и шыбаа юрты, дөөтү бесконечного пространственно–временного ориентира Манас ата, теплота священной “Жер- Эне” и керемет Ала-Тоо.......

 

Омуралиев Дуйшон, март, 2019 г.