КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
«ТАЗА КООМ»

Технологии изменяют мир быстрее, чем это подвластно отдельному человеку, организации или государству. Прогресс открывает нам новые возможности ценой новых рисков. Найти свое уникальное место в глобальном сообществе цифрового будущего – стратегическая задача для Кыргызстана на ближайшие четверть века. Чтобы решить ее, нужно объединить усилия всего народа- граждан, бизнеса, общественных организаций и государства – для создания достойного будущего.
Это будущее – в построении чистого, прозрачного общества, дающего возможность каждому реализовать в полной мере свой потенциал посредством доступа к современным технологиям, вовлеченности в процесс общемирового развития, равного глобального партнерства и формирования конкурентного преимущества на глобальной арене.
Наш путь – чистое и справедливое во всех смыслах общество - «Таза Коом». И все шаги на пути в 2040 год мы будем сверять с этим главным принципом. Нам нужно сохранить нашу уникальную природную красоту, избавиться от коррупции, добиться того, чтобы любой продукт, сделанный в Кыргызстане, означал экологическую чистоту и высочайшее качество, применять инновационные методы производства в легкой промышленности, сельском хозяйстве, агропереработке. Система образования и здравоохранения должны быть перестроены так, чтобы наши дети и молодежь могли легко интегрироваться в новой цифровой среде и стали востребованными профессионалами, обладали креативным мышлением, навыками внедрять инновации. Государство должно обеспечить условия и поощрять здоровый образ жизни, т.к. сильное государство есть здоровая нация. Наши социальные услуги должны быть не просто эффективными, но давать каждому в стране чувство уверенности в своем будущем и в будущем своих детей. Скорость, качество, компактность и гибкость в управлении реформами также станут залогом успеха нашей страны. Справедливость – одна из неотъемлемых качеств кыргызского народа, должна стать реальным принципом работы для всей судебной и правоохранительной систем.
Нам важно сохранить свою национальную идентичность, достигать баланс между форсированным развитием экономики и сохранением неприкосновенности и чистоты нашей уникальной природы.
Находясь в центре Азии, на перекрестке региональных и глобальных маршрутов, мы осознаем связанные с этим перспективы и хотим использовать их на благо собственного народа.

1. ВВЕДЕНИЕ

Экономики всех без исключения стран переживают глобальную трансформацию, благодаря инновациям меняется рынок труда, процессы и способы производства, появляются новые технологичные товары и услуги, которые ранее не существовали.
Кыргызстан должен стремиться сделать качественный скачок в своем развитии, избрав совершенно новые пути своего будущего – развитие через инновации, знания и повсеместное применение информационных технологий. Именно через технологии, знания и инновации Кыргызстан имеет уникальный шанс сделать качественный и быстрый прорыв в своем развитии и перейти из разряда стран с факторной экономикой, основанной на низкоквалифицированном труде и использовании природных ресурсов, в инновационную, основанную на цифровой экономике, технологиях, инновациях и знаниях.
Информационно-Коммуникационные Технологии (ИКТ) являются неотъемлемой составной частью экономического и социального развития страны, стремящейся стать информационным обществом. Поэтому «Таза Коом» является одним из ключевых факторов и катализаторов ускорения и содействия устойчивому развитию страны и достижению всех 17 Целей в области Устойчивого Развития (ЦУР) и соответствующих им задач, выполнению направлений деятельности Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО+10), поскольку «Таза Коом» основывается на повсеместном, сквозном, межсекторальном использовании ИКТ.
Одной из целей концепции «Таза Коом» также станет создание эффективного инструмента для искоренения коррупции в государственном секторе путем минимизации влияния человеческого фактора через автоматизацию административных процессов и процедур и предоставление цифровых государственных услуг.
Обеспечение доступа к современным, защищенным и приемлемым в ценовом отношении инфраструктуре, приложениям и услугам открывает возможности для улучшения жизни людей и обеспечения того, чтобы устойчивое инновационное развитие в Кыргызстане получило реальное воплощение.
Необходимо кардинально реформировать систему государственного управления через призму цифровой трансформации.
Чтобы действительно стать цифровым государством, необходимо создать единое информационное пространство в стране, комплексно и единообразно охватить все ветви государственной власти – исполнительную, законодательную и судебную, активнее внедрять принципы и подходы электронной демократии, обеспечив участие граждан и бизнес-структур в процессах принятия решений через онлайн инструменты. Необходимо развивать цифровую экономику, внедрять инновации и расширять потенциал цифровых знаний и компетенций на всех уровнях.

2. ВИДЕНИЕ

«Таза Коом» - это концепция цифровой трансформации, которая использует мощь и силу индустрии данных, технологий, цифровой инфраструктуры для улучшения жизни людей, создания новых экономических возможностей и более сильного общества, в центре которого стоит человек, его ценности и потенциал.
Миссия «Таза Коом» заключается в том, чтобы дать возможность каждому человеку и каждой организации в нашей стране добиваться большего.
«Чистый» Кыргызстан - страна развитого информационного общества, основанного на:
- инновациях и знаниях,
- цифровом национальном контенте,
- эффективном, прозрачном и подотчетном государственном управлении,
- цифровом участии граждан для обеспечения повсеместного доступа граждан к информации, цифровой инфраструктуре и цифровым услугам, что составит основу цифровой экономики и стимулирует рост конкурентоспособности страны, благосостояния населения, минимизирует коррупцию.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

Информационные технологии и цифровая трансформация являются драйвером технологических перемен и условием повышения конкурентоспособности нашего государства на мировой арене.
«Таза Коом» формируется из семи целей,равнозначных по важности:
1. Построение цифровой инфраструктуры мирового класса, основанной на «зеленых» технологиях и чистой энергетике (телекоммуникационные сети широкополочного доступа, центры обработки данных, облачные технологии, цифровые платформы);
2. Создание благоприятной среды, способствующей устойчивому инновационному развитию (политики, правовых основ, институтов);
3. Цифровые возможности для всех, цифровые навыки для цифровой экономики (доступ каждого к цифровым знаниям, инновациям, опыту и возможностям для производства, использования и сбыта чистых товаров и услуг);
4. Содействие, чтобы каждый кыргызстанец стал цифровым гражданином, обладающим необходимыми знаниями и возможностями (вовлеченность граждан в управление страной через цифровые технологии);
5. Формирование открытого цифрового общества, движущей силой которого является индустрия данных (открытые государственные данные, сенсорные технологии и телеметрия, интернет вещей, облачные вычисления, большие данные);
6. Превращение Кыргызстана в безопасное место для жизни и работы on-line (безопасность технологий, данных и сетей);
7. Превращение Кыргызстана в региональный хаб цифрового Шелкового пути для цифрового бизнеса и цифровых инноваций (благоприятная цифровая среда).
Указанные цели достигаются через четырестратегические задачи и соответствующие им подзадачи, обеспечиваемые конкретными результатами деятельности, которые будут отражены в Плане действий, предусматривающем управление, ориентированное на результаты.
1. Создание и развитие современной, безопасной, повсеместной и доступной в ценовом отношении цифровой инфокоммуникационной инфраструктуры.
Подзадачи:
1.1. Создание и развитие цифровой ИКТ-инфраструктуры (сети, центры обработки данных, облачные технологии, центры доступа к информации и услугам, цифровые платформы), включая широкополосную связь и радиовещание, доступность услуг связи для всех категорий граждан, включая группы с особыми потребностями, по принципу «шаговой» доступности;преодоление цифрового разрыва в доступе, стандартизации; соответствие и функциональная совместимость и управление использованием радиочастотного спектра;
1.2. Формирование и укрепление доверия, обеспечение безопасности при использовании ИКТ –кибербезопасность;
1.3. Снижение рисков бедствий и обеспечение ИКТ в чрезвычайных ситуациях.
2. Создание благоприятной среды в экосистеме ИКТ через: совершенствование законодательства, эффективной политики государственного регулирования, создание высококачественных и сопоставимых на международном уровне статистических данных, повышение человеческого потенциала.
Подзадачи:
2.1. Разработка благоприятной политики, нормативных и правовых основ, способствующих устойчивому развитию ИКТ;
2.2. Создание высококачественных и сопоставимых на международном уровне статистических данных в сфере ИКТ, основанных на передовых международных стандартах и методиках;
2.3. Создание человеческого и институционального потенциала и повышение осведомленности – комплексные программы повышения потенциала и уровня осведомленности государственных и муниципальных служащих, населения, институтов гражданского общества, академических и образовательных учреждений, бизнес- и экспертного сообщества;
3. Формирование открытого цифрового общества - развитие цифровых сервисов, услуг и приложений с целью расширения возможностей людей и общества для социально-экономического развития и защиты окружающей среды на основе открытых государственных данных, аналитики больших данных, сенсорных технологий, телеметрии, инфраструктуры пространственных данных.
Подзадачи:
3.1. Цифровые государственные услуги для граждан и бизнеса (включает цифровое правительство и цифровое местное самоуправление, цифровой парламент и цифровую систему правосудия);
3.2. Цифровые услуги в социальной сфере (цифровое здравоохранение, цифровое образование);
3.3. Цифровая коммерция, цифровые финансы, цифровое сельское хозяйство;
3.4. Национальная инфраструктура пространственных данных;
3.5. Цифровой национальный контент – стимулирование развития местного цифрового контента в онлайн среде.
3.6. Охват цифровыми технологиями лиц с особыми потребностями;
3.7. Цифровые сервисы, решения по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий; защита окружающей среды через эффективное управление водными, другими природными ресурсами и отходами;
4. Стимулирование формирования и развития ИКТ-ориентированных инноваций и партнерства.
Подзадачи:
4.1. Создание и укрепление потенциала для интеграции инноваций и партнерства посредством ИКТ;
4.2. Создание новых подходов и механизмов реализации ГЧП в области ИКТ-инноваций;
4.3. Создание новых бизнес-моделей от разработки идеи, ее пилотирования и до коммерческого запуска– старт-ап ИКТ-инкубаторы, кластерные хабы, сеть венчурного финансирования и пр.
4.4. Развитие партнерства – взаимодействие со всеми заинтересованными участниками процесса (гражданским и бизнес-сообществом, академическими и научными кругами, международными партнерами по развитию и др.) в целях достижения поставленных задач с максимальной эффективностью и согласованностью, координации действий с учетом интересов всех вовлеченных сторон.
Реализация указанных целей и задач основывается на следующих принципах:
1. Инновации, исследования, наука - стимулирование развития ИКТ-ориентированных инноваций, инновационной экономики для обеспечения экономического роста;
2. Партнерство – открытость к многостороннему партнерству, аутсорсинг, краудсорсинг, поддержка местных инициатив;
3. Навыки – обучение каждого человека основным навыкам, необходимым в современной экономике, путем создания новой системы начального, среднего, высшего и специального образования, а также системы для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации;
4. Повсеместность – обеспечение современной, безопасной, повсеместной и доступной каждому гражданину цифровой инфокоммуникационной инфраструктурой и цифровыми услугами;
5. Открытость - расширение возможностей граждан и бизнеса через развитие открытой цифровой экономики и цифровых государственных услуг, повышение участия граждан в процессах принятия решения посредством ИКТ-инструментов;
6. Доступная энергия и «чистый» рост – снижение затрат для предприятий и обеспечение экономических выгод от перехода на низкоуглеродную «зеленую» экономику;
7. Благоприятная инвестиционная среда – государственная политика, способствующая повышению производительности и росту экономики, появлению новых способов ведения бизнеса и привлечению инвестиций.

4. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

1. Цифровая инфраструктура (сети доступа, центры обработки данных, облачные технологии, цифровые платформы):

Для цифровой трансформации и новой экономики требуются не только инфраструктура в традиционном понимании, представленная ЦОДами и сетями. К инфраструктуре цифровой экономики должны добавиться цифровые платформы как программные комплексы, позволяющие обрабатывать определенные виды информации, в том числе с помощью искусственного интеллекта. В качестве таковых будем развивать платформы цифрового (электронного) правительства, платформы для работы с биометрическими данными с возможностью удаленной аутентификации и идентификации лиц с использованием их биометрических персональных данных, другую инновационную инфраструктуру.
Создаваемая и развиваемая в рамках «Таза Коом» цифровая инфраструктура должна быть в состоянии поддерживать быстрый рост трафика, обеспечивать покрытие с достаточной пропускной способностью (объемы, скорость, надежность) для удовлетворения новых потребностей.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на типе технологии (например, 5G), мы сосредоточим внимание на необходимости удовлетворения нужд потребителей - домашних хозяйств, предприятий, государственных органов.
Мы продолжим создавать условия, стимулирующие инвестиции в цифровую инфраструктуру, чтобы ни одна часть страны не оставалась без надлежащей связи и доступа. Мы будем развивать высокоскоростной и надежный бесплатный Wi-Fi (в общественных местах, в транспорте).
Более эффективное использование радиочастотного спектра будет также способствовать дальнейшему расширению инвестиций и инноваций в области технологий связи.
Цифровая инфраструктура будет способствовать полноценной передаче автоматизированного межмашинного трафика и росту IoT/IoE (интернета вещей/интернета всего).
Государство установит нормативные, регулятивные и институциональные гендерно-чувствительные рамки для оптимизации развития инфокоммуникационной инфраструктуры таким образом, чтобы в среднесрочной перспективедобиться не менее:
- 75% физических лиц пользовались Интернетом;
- 200 пользователей мобильной связи на 100 жителей;
- 75 активных пользователей мобильного широкополосного доступа (ШПД) на 100 жителей;
- 50 пользователей фиксированного ШПД на 100 жителей;
- 100% сельского населения покрыты услугами связи, включая Интернет;
- 100% всех домохозяйств во всех регионах страны будут иметь доступ к Интернету;
- 75% домохозяйств имеют доступ к интернету по приемлемым тарифам;
- охват цифровыми технологиями лиц с особыми потребностями.
Усилия будут сосредоточены на:
- обеспечении всеобщего безлимитногоширокополосного доступа в Интернет;
- создании сети магистральных волоконно-оптических линий связис трансграничными выходами;
- создании разветвленной сети волоконно-оптических линий связи, охватывающих все регионы страны;
- развитии мобильного Интернета;
- обеспечении «шаговой» доступности пользователей к услугам электросвязи/ИКТ через широкое внедрение технологий широкополосного доступа (фиксированного и радиодоступа) не только в крупных городах, но и в селах;
- обеспечении приемлемого в ценовом отношении доступа к услугам электросвязи/ИКТ путем создания реальной конкуренции на всех сегментах инфокоммуникационной инфраструктуры;
- создании/оптимизации пунктов обмена трафиком интернета (IXP) в качестве долгосрочного решения, способствующего расширению возможности установления соединений, и развертывании сетей и приложений на базе IPv6 и в переходе к этим сетям и приложениям в сотрудничестве с соответствующими экспертными организациями.
Связь в сельских районах
Население сельских районов необходимо обеспечить цифровой телефонной связью и ‎широкополосным доступом путем подсоединения отдаленных районов к базовым сетям ‎широкополосной связи. Выбор эффективной, рентабельной и быстро развертываемой технологии, будь то проводные или беспроводные сети, расширит возможности как для раскрытия потенциала человека, так и для снижения разрыва между столицей и регионами.
Центры обработки данных (ЦОД)
В Кыргызстане начнется строительство единой многокомпонентной системы, обеспечивающей бесперебойную работу многочисленных государственных информационных систем с соблюдением необходимых требований безопасности. Создание ЦОДов будет направлено на увеличение производительности работы различных информационных систем государства. Строительство ЦОДа должно соответствовать общемировым стандартам и требованиям к подобным системам.
Правительственное «облако» (как одна из возможных технологий на краткосрочном этапе) на принципах:
надежности: право на неприкосновенность частной жизни; доступ правительства к данным; трансграничная передача данных; безопасные и надежные облачные сервисы; международные нормы обеспечения кибербезопасности; предотвращение киберпреступлений;
безопасности: баланс между правами человека и общественной безопасностью; экологическая устойчивость; искусственный интеллект;
инклюзивности: доступный и повсеместный Интернет; цифровая грамотность; развитие навыков у следующего поколения; участие людей с ограниченными возможностями; поддержка предприятий любого масштаба.

2. Формирование и укрепление доверия и обеспечение безопасности при использовании электросвязи/ИКТ – Кибербезопасность
Вопросы кибербезопасности будут решены, принимая во внимание глобальный, транснациональный характер киберугроз.
Планируется развитие национального потенциала в области кибербезопасности, обмен информацией о передовом опыте, привлечение всего сообщества в целом и установление широкомасштабных партнерских отношений.
Деятельность будет сосредоточена на‎:
•        разработке национальной стратегии в области кибербезопасности на основе стандартизированного и скоординированного подхода, предусматривающего оптимизацию ресурсов и устранение дублирования функций; стимулировании принятия направленных на улучшение мер кибербезопасности, повышении общего уровня кибербезопасности, а также определении и продвижении примеров передового опыта; формировании культуры кибербезопасности;
•        создании организационных киберструктур, таких как национальные группы реагирования на компьютерные инциденты (CERT) для определения киберугроз, управления операциями и реагирования в случае киберугроз, а также участия в механизмах сотрудничества на региональном и международном уровнях;
•        организации тренировочных занятий по кибербезопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях в целях укрепления институционального сотрудничества и координации между ключевыми участниками и заинтересованными сторонами.
3. Политическая и регуляторная среда
Создание благоприятной правовой, политической и нормативной среды, содействующей развитию электросвязи/ИКТ в цифровой экономике, укрепление связи и сотрудничество с другими секторами (здравоохранения, образования, энергетики и финансов), учитывая межсекторальный характер ИКТ, а также обеспечение, чтобы все могли использовать преимущества ИКТ, путем формирования эффективных политических и нормативно-правовых рамок.
Будет введено гибкое нормативное регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных. Будет создана нормативно-правовая база для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики, внедрения блокчейн-технологий в системе государственного управления и экономике, искусственного интеллекта в работе цифровых приложений.
С помощью надлежащих правовых рамок произойдет стимулирование развития и улучшения доступа к приложениям и услугам, в обеспечении доверия и безопасного использования информационных технологий и в повышении устойчивости сетей.
Деятельность будет направлена на:
•        определение, разработку, реализацию стратегий, политики, правовой и нормативной базы с целью внедрения реформ, направленных на стимулирование конкуренции, инвестиций и инноваций, а также на активизацию национального рынка ИКТ и обеспечение для всех приемлемого по цене доступа к ИКТ и цифровой экономике;
•        обеспечение инструментами и платформами в целях создания открытого информационного общества и формирования благоприятной среды, обеспечивающей расширение цифровых прав и возможностей и охват цифровыми технологиями в "умном" соединенном обществе.
4. Создание человеческого и институционального потенциала
Компьютерная и интернет-грамотность, знание специализированного программного обеспечения, свободное владение различными цифровыми устройствами, бизнес-знания для успешной работы в Интернет–необходимые навыки работы для каждого человека, который стремится к достижению успеха в цифровой экономике 21-го века.
Необходим пересмотр стандартов во всех уровнях образования для повышения цифровой грамотности, совершенствования навыков на протяжении всей своей карьеры. Это важно для любого общества, которое стремится использовать все возможности в целях содействия экономическому росту, создания рабочих мест, решения социальных проблем, а также увеличения вовлеченности гражданского общества и повышения его активности.
Планируемые действия
Инвестирование в технологии и обучение навыкам(владение навыками, необходимыми для успешного развития в цифровой экономике, образовательные программы в сфере технологий и обучение навыкам информационно-коммуникационных технологий в учреждениях среднего и высшего образования).
Интеграция цифровой грамотности в расширенную программу обучения(интеграция компьютерных устройств, программного обеспечения и онлайн- услуг в программу обучения по всем предметам).
Улучшение доступа к онлайн-услугам (Доступность онлайн-услуг в удаленных и не получающих необходимого обеспечения группах населения эффективным образом скажется на качестве и доступности образования, программ обучения и более широкого вовлечения гражданского населения).
Развитие предпринимательских навыков (предоставление молодому поколению технологий, навыков и возможностей связи, которые необходимы для открытия бизнеса и создания рабочих мест для других людей; возможности для развития своего бизнеса на платформах облачного вычисления).
Внедрение обучения по вопросам безопасности в сети Интернет, конфиденциальности и защиты данных для студентов и потребителей(руководство по безопасности в сети, конфиденциальности и защите данных, включающее права и обязанности граждан в цифровом пространстве; владение цифровой грамотностью, знание правил этики в цифровом пространстве, а также прав и обязанностей граждан в цифровом пространстве).
Вовлечение частного сектора и некоммерческих организаций(помочь правительствам повысить навыки цифровой грамотности людей всех возрастов путем предоставления возможностей подготовки и обучения).
Будут разработаны и утверждены необходимые нормативные, регулятивные и институциональные рамки. В том числе для устранения препятствий правового характера для использования накопленного научного потенциала в образовании.
5. Приложения и услуги в сфере ИКТ
Государство установит нормативные, регулятивные и институциональные рамки для оптимизации развития цифровых государственных услуг таким образом, чтобы уже в среднесрочной перспективе 100% государственных и муниципальных услуг оказывались в цифровом формате с возможностью онлайн оплаты.
Принципы предоставления цифровых государственных услуг:
•        Цифровые по умолчанию;
•        Платформенно-независимость и ориентация на мобильные устройства;
•        Проектирование услуг, ориентированных на пользователя, включая охват лиц с особыми потребностями;
•        Цифровые от начала до конца;
•        Государство (правительство и ОМСУ, парламент, система правосудия) как платформа; государство как сервис.
Ключевая особенность состоит в том, что правительство и его услуги должны во все большей степени опираться на данные. Свободное использование данных для целей цифровой экономики.
Цифровые сервисы, ориентированные на пользователя, требуют интеграции и взаимодействия различных государственных органов (по горизонтали) и органов различного уровня (по вертикали), тогда как обычные структуры управления делают ее затруднительной. Произойдет трансформация процесса принятия решений. Поэтому инициативы по созданию цифрового правительства предполагают изменения в организации системы всего государственного управления (создание института GCIO).
Использование принципа цифрового правительства, основанного на данных, позволит более эффективно использовать уже имеющиеся в государственных информационных системах данные. Необходимо перевести их в машиночитаемый формат и с помощью обратной связи обеспечить более высокое их качество.
6. Индустрия данных
Цифровая экономика обладает высоким потенциалом для достижения целей устойчивого развития в целом и социального благосостояния страны в частности, основой которой выступает индустрия данных создание комплексной экосистемы данных: открытые государственные данные, сенсорные технологии и телеметрия, интернет вещей, облачные вычисления и аналитика больших данных.
Это поможет снизить издержки, в том числе и транзакционные, повысить производительность труда и качество трудовых ресурсов.
Цифровые технологии позволяют повысить ценность традиционных продуктов и услуг, используя данные, контент, алгоритмы, аналитику и связи между субъектами экономической деятельности в цифровой экосистеме, в которой активом выступает информация (данные).
Услуги цифрового государства будут способствовать все большему улучшению качества государственных услуг благодаря использованию сенсорных датчиков и анализу порождаемых ими данных. Это позволит оптимизировать доступность и качество государственных услуг, а в части услуг для физических лиц обеспечит более персонализированный подход в соответствии с жизненными обстоятельствами конкретного лица в данный момент времени.
Для достижения этой цели государство будет:
- стимулировать инновационное использование данных, упрощая доступ и использование данных, принадлежащих как правительству, так и бизнесу (большие данные);
- обеспечивать безопасность (целостность, доступность, конфиденциальность) персональных данных, надежную защиту прав на частную жизнь (институты, политика);
- улучшать сотрудничество с бизнес-образовательными учреждениями с целью развития необходимых навыков использования данных (навыки в аналитике данных);
- создавать необходимые правовые рамки с целью поддержки инновационного использования данных (сенсорные сети, искусственный интеллект, автономные транспортные средства, умные города, интернет вещей);
- обеспечивать действенное использование государственных данных для создания более эффективных и общественно значимых услуг (открытые правительственные данные);
- создавать и развивать Национальную Инфраструктуру Пространственных Данных (НИПД) - создание условий, обеспечивающих свободный доступ граждан, бизнеса, государственных органов и органов местного самоуправления к государственным и региональным ресурсам пространственных данных и их эффективное использование;
- создавать национальный цифровой контент – стимулирование развития местного (национального) цифрового контента в онлайн среде.
7. Экологическая устойчивость
Текущее развитие глобальной инфраструктуры предоставляет существенную возможность ускорения внедрения новых экологически чистых энергетических технологий и дальнейшего совершенствования в области эффективного использования электроэнергии.
«Интеллектуальные» здания и зеленая городская инфраструктура могут ускорить переход к экологически чистой энергии во всех отраслях.
Поддержка развития возобновляемых и экологически чистых источников энергии могут предоставить нам конкурентное преимущество в привлечении технологических компаний и других инвестиций, сфокусированных, в первую очередь, на экологически чистой энергии.
Действия:
1. Расширение доступа к экологически чистой энергии
Поддержка прозрачностиценообразования в сфере энергетики и ее использования.
Ускорение эффективности использования энергии посредством интеллектуальных энергосистем(интеллектуальные системы для зданий и городской инфраструктуры) поможет обеспечить переход от потребления электроэнергии на цели развития.
2. Адаптация к изменению климата и смягчение его последствий
Изменение климата оказывает существенное негативное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие и повышает риск, поскольку явления, связанные с климатическими и погодными условиями, возникают все более часто и с растущей интенсивностью, что влияет на водные ресурсы, землепользование и другие природные экосистемы.
ИКТ играют важную роль в снижении последствий изменения климата и адаптации к ним за счет предоставления важных и инновационных инструментов. С помощью ИКТ можно сократить объемы выбросов парниковых газов, поскольку такие технологии обеспечивают более эффективное оборудование и инструменты, а также предоставление инновационных услуг и сетей. Кроме того, ИКТ способствуют более интенсивному обмену информацией и знаниями, осуществлению мониторинга изменений, связанных с климатом, а также управлению операциями в случае бедствий, в том числе за счет обеспечения систем раннего предупреждения.
Деятельность будет направлена на:
•        оптимизацию использования ИКТ в целях снижения воздействия изменения климата путем развития информационных систем, инфраструктуры пространственных данных, сенсорных технологий, проведения анализа, оценок и наблюдений;
•        выработку комплексной стратегии и мер по использованию ИКТ для содействия смягчению разрушительных последствий изменения климата и реагированию на них;
•        принятие параметров и общих стандартов для оценки воздействия использования электросвязи/ИКТ на окружающую среду, а также позитивного вклада, который электросвязь/ИКТ могут внести в более широкую экономику;
•        участие в национальных, региональных и глобальных исследованиях, оценках, мониторинге и составлении карты климатического воздействия, а также разработке стратегии реагирования;
•        принятие во внимание воздействия электронных отходов при оценке составляющей электросвязи/ИКТ в объеме выбросов парниковых газов;
•        разработку и реализацию государственной политики в области электронных отходов;
•        разработка основанных на стандартах систем мониторинга и раннего предупреждения, связанных с национальными и региональными сетями.
8. Экосистема Инноваций и Партнерства
Инновации являются необходимым условием появления высокоскоростных и высококачественных инфраструктур и услуг ИКТ. Инновации признаны мощным инструментом содействия развитию, преодолению социально-экономических трудностей, а также повышению уровня общей конкурентоспособности страны.
Необходимо превратить достижения ИКТ в технологические, промышленные, научные, социальные инновации.
Необходимо содействие предпринимательству на базе ИКТ и увеличению объема инноваций для сокращения прямых и косвенных издержек бизнеса, создания новых продуктов товаров и услуг. Культура применения инноваций будет способствовать развитию предпринимательства, созданию и росту новых компаний.
Развитие партнерства – взаимодействие со всеми заинтересованными участниками процесса (гражданским и бизнес-сообществом, академическими и научными кругами, международными финансовыми организациями, представительствами иностранных государств и международными организациями и др.) в целях достижения поставленных задач с максимальной эффективностью и согласованностью и координации действий с учетом интересов всех вовлеченных сторон.
Реализация будет идти путем:

  • создания механизмов содействия формированию новых партнерств и новых инициатив;
  • разработки механизмов для расширения, вовлечения, поддержки и развития экосистем, ориентированных на ИКТ инноваций совместно с различными заинтересованными сторонами.

5. «БЫСТРЫЕ ПОБЕДЫ» (БАНК ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ)

5.1. Цифровое управление:
- создание мобильных центров обслуживания населения - информационные киоски/инфоматыв каждом айыл окмоту (модель удобного и качественного обслуживания граждан в новом формате;
- в целях сокращения излишних процедур и барьеров для предпринимателей, создание центров обслуживания бизнеса в городах районного, областного и республиканского значения – информационные киоски, услуги доступа к справочным правовым системам;
- единый Портал государственных и муниципальных услуг, интегрированный с Платежным шлюзом (получение всех государственных услуг в единой точке с возможностью их оплаты);
- создание информационной системы идентификации и аутентифи-
кации пользователей услуг;
- портал электронных государственных закупок;
- цифровой бэк-офис - создание электронного архива документов во всех отраслях/органах государственного управления; информационная система управления человеческими ресурсами;
- межведомственные услуги для совместного использования-система межведомственного электронного документооборота между государственными органами (развитие государственной информационной системы «Тундук»);
- информационная система «Электронная регистрация юридических лиц»;
- «Электронный патент», «Электронная лицензия»;
- единые данные для совместного использования в государственном секторе(базы данных в качестве ключевых активов органов власти, внедрения стандартов интероперабельности и программного обеспечения промежуточного слоя, делающего возможной полную интеграцию таких баз данных через открытые интерфейсы программирования приложений);
- создание геоинформационного портала Кыргызской Республики (Геопортал)(Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных должно основываться на принципах: максимальное использование уже созданных пространственных данных; доступность информационных ресурсов, содержащих базовые пространственные данные; обязательность использования и предоставления уже созданных базовых пространственных данных при проведении работ по их актуализации и т.д.);
- создание системы геодезического обеспечения (переход к использованию единой государственной системы координат«Kyrg-06»;модернизация и развитие геодезических сетей путем включения в их состав имеющихся и создаваемых GNSS-сетей; исследование и разработка локальной модели геоида (квазигеоида) для определения нормальных высот пунктов геодезических сетей и объектов при помощи спутниковых систем позиционирования);
- внедрение системы «Электронная виза» (категория: деловая, туризм) – возможность гражданам иностранных государств получать въездные-выездные туристические или деловые визы КР на срок 90 дней посредством Интернет, без необходимости обращения в дипломатические представительства или консульские учреждения КР за рубежом, а также в визовые пункты в международных пунктах пропуска через государственную границу страны».
5.2. «Умный город»:
безопасный город(правонарушения, нарушение правил дорожного движения, штрафы);
управление дорожным трафиком(умные светофоры, интеллектуальная транспортная система);
решения в сфере городской инфраструктуры: энергетика (умное освещение), коммунальные услуги (приложения); цифровые сервисы в системе ЖКХ; цифровая логистика;
муниципальные услуги гражданам (качество жизни);
защита окружающей среды/безопасность;
представительная/прямая демократия (приложения, голосование по городским проблемам, жалобы);
инновации в кластерах/районах городов.
5.3. Цифровое образование:
цифровая школа – автоматизация всего процесса обучения в школах (дневники, журналы, новые подходы и методы обучения, включая дистанционное образование и пр.);
цифровой учебник;
цифровые кадры – подготовка инженерно-технических специалистов (модернизация/разработка и сертификация новых учебных программ, приближенных к получению практических навыков, востребованных ИТ-рынком), государственная программа приоритетных научных разработок в сфере робототехники, биотехнологий и пр.;
цифровое образование для ЛОВЗ, включая доступ ЛОВЗ к школьному и высшему образованию через средства ИКТ (ассистивные технологии, возможности сдачи ОРТ онлайн и пр.);
электронная очередь в школы, дошкольные учреждения;
цифровые навыки и цифровые компетенции для всех - повышение осведомленности и навыков использования ИКТ среди населения;
мультимедиа для школы - обучение преподавателей школ новым возможностям цифровых технологий и применению их в учебном процессе;
ИТ-специалист - профессия 21-го века» - совершенствование процесса обучения и подготовки ИТ-специалистов в ВУЗах страны;
вовлечение населения и институтов гражданского общества в процессы принятия решений на базе ИКТ (э-участие/э-демократия).
5.4. Цифровое здравоохранение:
Создание Единой национальной информационной системы здравоохранения на всей территории КР, включая услуги телемедицины (консультации, диагностика и пр.), целевое обеспечение лекарственными средствами, лицензирование и пр.;
развитие домашней медицины на базе ИКТ через модель ГЧП;
медицина катастроф с помощью ИКТ (помощь в ЧС);
электронная медицинская карта пациента;
электронный рецепт;
национальная база лекарственных средств (э-трейсинг лекарственных средств от производителя, через гос. границы, таможню; сеть аптек и до распределения по организациям здравоохранения и получения покупателем через э-рецепты, включая отслеживание цен на лекарства, их сертификацию; гос. заказы через ФОМС и ПГГ и пр. с использованием единого идентификационного номера на каждое изделие).
5.5. «Цифровое досье»
цифровая система правосудия/Электронная книга учета преступлений - создание единой системы от составления протокола задержания или от учета вызова 102 вплоть до судебного решения и исполнения – МВД, прокуратура, суды, адвокаты, нотариусы, ГСИН и пр.
5.6. «Цифровой парламент»:
создание единой информационной системы в парламенте - автоматизация внутренних процедур и регламентов, взаимодействие с Правительством и др. структурами, онлайн обсуждение законопроектов, публичные слушания в онлайн среде и пр. инструменты цифровой демократии;
цифровой кабинет депутата (онлайн взаимодействие с избирателями).
5.7. «Цифровые финансы»:
Финансы, основанные на цифровых технологиях (электронные товары, электронные услуги)
Электронный платежный шлюз:
Обеспечение оплаты государственных и муниципальных услуг в электронном формате различными способами - банковская карта, интернет-банкинг, электронный кошелек и др.
Электронная торговая площадка:
Проведение электронных аукционов по приватизации и аренды государственного имущества посредством глобальной сети Интернет.